Открытый урок ПМ.02. Производственно-технологическая деятельность МДК 02.02. «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» по теме программы: Технология художественной ковки» тема урока: «Технология художественной ковки. Кованные художественные изделия»
Опережающее задание для подготовки к семинарскому занятию:
ТЕМЫ СЕМИНАРА:
1. Начало железного века.
2. Кузнечное ремесло в средние века.
3. Золотой век художественной ковки.
4. Век промышленной революции.
5. Искусство русских кузнецов.
6. Совершенствование мастерства.
СИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беккерт М. «Мир металла». – М., 1980.
2. Василенко В.М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.
3. Венецкий С.И. «Рассказы о металлах». – М., 1986.
4. Гуревич Ю.Г. «Загадка булатного узора». – М., 1985.
5. Кузнецов Е.В. «Послушный металл». – М., 1988.
6. Навроцкий А.Г. «Кузнечное ремесло». 1988.
7. «Русское декоративное искусство». 3 т. – М., 1962-1965.
8. Семерак Г., Богман К. «Художественная ковка и слесарное искусство». – М., 1982.
9. Флеров А.В. «Художественная обработка металлов». – М., 1976.
10. Художественные промыслы РСФСР. Справочник. – М., 1973.
ПЛАН УРОКА № 36
ПМ.02. Производственно-технологическая деятельность
МДК 02.02. «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства»
1 курс
2 семестр
Тема программы №6: Технология художественной ковки.
Тема урока: Технология художественной ковки. Кованные художественные изделия.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о художественной ковке.
· Развивающая– развивать умения и навыки индивидуальной исследовательской работы;
· Образовательная – познакомить с историей развития художественной ковки;
· Воспитывающая – изучение народного искусства, развитие и сохранение знаний о традиционных промыслах..
Межпредметные связи: МХК, ДПИ, История искусств, Народный орнамент, Материаловедение, Основы композиции.
Внутрипредметные связи: Уроки по теме изучаются последовательно, один урок вытекает из другого.
Оборудование урока: Плакаты по художественной ковке, иллюстративный материал, темы семинара.
Тип урока: Вводное занятие. Урок - семинар.
План урока:
1.Организационный момент – 1-2 мин.;
2.Постановка цели урока - 1-2 мин.;
3.Изучение нового материала - 30 мин.;
5.Подведение итогов - 10 мин.;
6.Домашнее задание - 1 мин.;
7.Уборка помещения - 1 мин.;
Подготовительный период: подготовить тетрадь.
Ход урока:
№ п/п
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
(на каждом этапе урока)
|
Деятельность учащихся
(на каждом этапе урока)
|
1.
|
Организационный момент
|
Учитель приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, проверяет явку, концентрирует внимание присутствующих на доску.
|
Приготовить материалы и тетрадь по ТИИ ДП и НИ.
|
2.
|
Постановка цели урока.
|
Тема урока: Технология художественной ковки. Кованые художественные изделия. Это вводное занятие. Проведем мы его не совсем обычно. Это урок – семинар. Вы самостоятельно готовили материал по темам, которые получили на предыдущем уроке. Попытаемся раскрыть историю развития промысла художественной ковки. Как он развивался, когда произошел расцвет этого вида искусства, спады и подъемы приемов художественной обработки металлов. Цель этого урока – формирование представления о художественной ковке.
|
Учащиеся внимательно слушают постановку цели урока.
|
3.
|
Переход к изучению нового материала.
|
Перед вами темы семинарского занятия.
|
Студенты готовятся к ответам.
Подготавливают иллюстративный материал.
|
4.
|
Изучение нового материала.
|
Темы семинара:
1. Начало железного века.
2. Кузнечное ремесло в средние века.
3. «Золотой век» художественной ковки.
4. Век промышленной революции.
5. Искусство русских кузнецов.
6. Совершенствование мастерства.
Во время выступлений студентов по темам семинара, учитель дополняет и поправляет выступающих. А так же может задать дополнительные вопросы.
|
1. Барахов А.
2. Гагарин А.
3. Веденеева К.
4. Климов К.
5. Новикова Н.
6. Шамшединов Д.
|
5.
|
Закрепление.
|
Затем учитель предлагает тест на усвоение нового материала. Проводится анализ ответов.
|
Студенты отвечают на вопросы теста и отмечают правильные ответы. Лист с ответом сдают учителю.
|
6.
|
Итоги урока.
|
Учитель ставит оценки за ответы и подготовку к уроку выступающих студентов, а также за тесты. Подведем с вами итог нашей работы: художественная ковка имеет продолжение в современной жизни. Она актуальна, утилитарна, пользуется спросом. Художественная ковка прошла долгий и трудный путь развития через несколько тысячелетий. Приемы работы сохранились до наших дней, с успехом применяются и развиваются современными мастерами по художественной ковке. Этот промысел сохранился и развивается.
За подготовку докладов семинарского занятия студенты получают оценку «отлично». За тестирование – их 11 работ 9 работ – на 5, 2 – на 4.
|
|
7.
|
Домашнее задание
|
На следующий урок принести учебник «Художественная обработка металлов», А.В.Флеров; тетради чертежный инструмент.
|
|
Приблизительные ответы по семинарским темам прилагаются отдельно.
Преподаватель специальных дисциплин: Л.Ю.Куликова.
ТЕСТЫ
1. Выбрать правильный ответ.
№
|
Содержание тестового задания
|
№
|
Содержание тестового задания
|
1.
|
Когда был открыт способ получения железа из железных руд?
1. 2-е тысячелетие до н.э.
2. 12-11 век до н.э.
3. В средние века.
|
4.
|
Какой стиль завершил процесс упадка кузнечного ремесла?
1.Рококо и классицизм.
2. Барокко и ампир.
|
2.
|
Какая культура оказала значительное влияние на культуру многих европейских племен, в том числе и славян?
1.Гальштатская.
2. Латенская.
|
5.
|
Чем отличались изделия стиля модерн?
1. Повышенная декоративность.
2. Плавные, причудливо изогнутые линии.
3. Геометрические фигуры.
|
3.
|
В каких стилях в основном выполняется художественная ковка?
1. Романский.
2. Готика.
3. Барокко.
4. Рококо.
5. Ампир.
6. Во всех перечисленных.
|
6.
|
Когда достигла наивысшего расцвета художественная ковка в России?
1. Во 2 половине 18 века.
2. К концу 18 века.
3. К середине 17 века.
|
2. Верно, или неверно данное утверждение.
1.
|
На рубеже 19-20 веков в России особой популярностью пользовался стиль «модерн».
· верно
· неверно
|
2.
|
Основой болотной руды была ржавчина.
· верно
· неверно
|
3.
|
Наряду с железом древнерусские мастера умели получать углеродистую сталь.
· верно
· неверно
|
4.
|
Процесс промышленной революции привел к расцвету художественной ковки.
· верно
· неверно
|
ФИ студента __________________________________________________________
Оценка________________________ проверил: Л.Ю. Куликова _________________
ОТВЕТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
1.Выбрать правильный ответ.
№
|
Содержание тестового задания
|
№
|
Содержание тестового задания
|
1.
|
Когда был открыт способ получения железа из железных руд?
1. 2-е тысячелетие до н.э.
2. 12-11 век до н.э.
3. В средние века.
|
4.
|
Какой стиль завершил процесс упадка кузнечного ремесла?
1.Рококо и классицизм.
2. Барокко и ампир.
|
2.
|
Какая культура оказала значительное влияние на культуру многих европейских племен, в том числе и славян?
1. Гальштатская.
2. Латенская.
|
5.
|
Чем отличались изделия стиля модерн?
1. Повышенная декоративность.
2. Плавные, причудливо изогнутые линии.
3. Геометрические фигуры.
|
3.
|
В каких стилях в основном выполняется художественная ковка?
1. Романский.
2. Готика.
3. Барокко.
4. Рококо.
5. Ампир.
6. Во всех перечисленных.
|
6.
|
Когда достигла наивысшего расцвета художественная ковка в России?
1. Во 2 половине 18 века.
2. . К концу 18 века.
3. К середине 17 века.
|
2. Верно, или неверно данное утверждение.
1.
|
На рубеже 19-20 веков в России особой популярностью пользовался стиль «модерн».
· верно
· неверно
|
2.
|
Основой болотной руды была ржавчина.
· верно
· неверно
|
3.
|
Наряду с железом древнерусские мастера умели получать углеродистую сталь.
· верно
· неверно
|
4.
|
Процесс промышленной революции привел к расцвету художественной ковки.
· верно
· неверно
|
ФИ студента __________________________________________________________
Оценка________________________ проверил: Л.Ю. Куликова _______________
АНАЛИЗ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Урок-семинар проводится в группах СПО
ПМ.02. Производственно-технологическая деятельность.
МДК 02.02. «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства». 1 курс, 2 семестр.
Тема программы № 6 «Технология художественной ковки».
Тема урока № 36 «Технология художественной ковки. Кованные художественные изделия».
Это вводное занятие, введение в тему. Студенты самостоятельно готовились к занятию. На предыдущем занятии им был предложен список тем семинарского занятия и список литературы, по которой можно подготовить доклады.
Главная цель урока – формирование у студентов представление о художественной ковке. Развитие умений и навыков индивидуальной исследовательской работы, ознакомление с историей развития художественной ковки, изучение народного искусства, развитие и сохранение знаний о традиционных промыслах.
Тема, с точки зрения воспитательно-образовательного значения – актуальна.
Студенты своевременно были инфомированы о целях темы, о плане семинара,
они подготовили очень хороший иллюстративный материал: плакаты по теме «Художественная ковка», иллюстрации по темам докладов, которые представляли во время доклада, образцы изделий, выполненные в технике художественной ковки.
Методика проведения семинара была направлена на раскрытие творческих возможностей учащихся: четкость определения темы и цели семинара, психологическая подготовка студентов к обсуждению вопросов.
Темы семинара включили в себя поэтапное изучение развития художественной ковки, исторический момент тесно связан с историей искусств, в каждой теме семинара видно влияние времени, в котором она развивалась. Прослеживается влияние художественных стилей, изучаемых на уроках народного орнамента, изучаются материалы технологии, материаловедения и исполнительского мастерства. Прослеживается взаимосвязь предметов профессионального цикла.
На занятии четко видна взаимосвязь студентов с преподавателем. Студенты активно отвечали на вопросы, внимательно слушали дополнения учителя.
Чтобы закрепить новый материал и проанализировать усвоение материала, проводилось тестирование. Студенты с тестами справились, из 13 присутствующих 11 человек получили оценки «5», двое «4». Это высокий показатель – 84%. За подготовку докладов семинарского занятия всем выступавшим студентам оценка «5».
Семинар можно условно разделить на 3 основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.
Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности студентов позволяют семинарские занятия. Их цель состоит в том, что бы сделать теоретические обобщения изучаемого материала; выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой.
Подведем с вами итог нашей работы: художественная ковка имеет продолжение в современной жизни. Она актуальна, утилитарна, пользуется спросом. Художественная ковка прошла долгий и трудный путь развития, через несколько тысячелетий приемы работы сохранились до наших дней, с успехом применяются и развиваются современными мастерами по художественной ковке. Этот промысел сохранился и развивается. Художественная ковка – это исконно традиционный промысел города Павлово.
Разработала: Куликова Лилия Юрьевна, ГБОУ СПО "Павловский техникум народных художественных промыслов России"
|